В Смоленске с оглушительным успехом прошли гастроли московского драматического театра «Модернъ»
Интересно, кому пришло в голову поставить на конце слова «Модернъ» «ять»? Впрочем, в этой букве «Ъ» и слились воедино и твердость, и стильность. Все дело в том, что театр с таким названием вот уже больше четверти века возглавляет загадочная женщина – Светлана Врагова. Она умеет, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, проявить мужскую профессиональную хватку и найти «ключик» не только к строптивым и загадочным пьесам Серебряного века, но и к актерским душам. И к зрителю! Именно благодаря Враговой смоляне смогли увидеть Настоящий столичный театр, блещущий роскошью и шиком. Спасибо режиссеру и за то, что мы сполна насладились в спектакле «Дядюшкин сон» актерским мастерством народного артиста СССР, истинного интеллигента и просто мужественного человека, легендарного Владимира Зельдина». Актера, который и в 96 лет не расстается со сценой. Сцена – его жизнь, поэзия, судьба. «Я против халтуры в театре!»
Светлана Врагова:- Россию, особенно богатую Сибирь, наводнили антрепризой. Ничего не имею против качественных антреприз, взрастивших мастеров, я против откровенной халтуры. Именно поэтому театр «Модерн» гастролирует с декорациями, как раньше было – художник, создающий образ спектакля, - является его главным действующим лицом, но сегодня, когда во главу угла поставлена коммерция, традиции настоящего русского театра нивелируются. Мы его теряем! Театр без декораций невозможен. Как восторгались зрители сценографией постановки Петера Штайна, бежали смотреть «Трех сестер», как подорванные! А Штайн всего лишь скрупулезно скопировал работу гениального Владимира Дмитриева, утраченную в 1943 году... Стыдно забывать свои культурные истоки – всегда найдется кто-то, кто обратит наше духовное невежество против нас же самих. «Режиссура – профессия, где убивают»- Сегодня очень опасное время для театра. С телевизора бросили клич: «Доноси! Стучи!» предлагают всем миром бороться с коррупцией, забыв о том, что37-й год по-прежнему сидит в наших печенках. Актеры – народ эмоциональный, они, как дети, верят в эти игры. В результате и Юрий Любимов, и Сергей Арцыбашев, основоположник Театра на Покровке уже получили «пулю в затылок». Донос написали и на меня, да расправа не удалась, актеры встали за меня стеной. К счастью, мы ставим успешные спектакли. Как бы ты не любил труппу, если постановки не имеют успеха, ты для актеров враг хуже Гитлера. Про Золушку-культуру и мизантропа Михалкова- С большим удовольствием ставлю спектакли для детей. Скажу, почему. Мне посчастливилось быть членом Президентского совета – тогда мы, наивные, еще надеялись, что придет счастливое для людей культуры время. Мы, как «золушки», собирались на бал, чтоб потерять хрустальную туфельку, и нам эту туфельку потом преподнесли. И женились… на культуре. Я говорю о правительстве, власти, которая, раздав народным артистам нищенские подачки – пенсии в размере 11 тыс. рублей, совершенно забыла о том, что заслуга в революции в 1991 году принадлежит творческой, художественной интеллигенции, а не технократам. Пришел Путин, и распустил Совет – слишком много правильных вопросов мы задавали… Я сидела в театральной комиссии. Было скучно. Попросилась к Ролану Быкову. А там было весело. Когда Быков заболел, он попросил меня возглавить детскую комиссию. У меня до сих пор лежит разработка его детской программы «На долгие года». Пока никто ею не заинтересовался. А жаль. Когда Совет накрылся, я сдержала обещание, данное Ролану Антоновичу, и хотя бы в своем театре продолжила заниматься детьми. Поставила «Зайку-зазнайку» Сергея Михалкова, «мыльную оперу «Трусохвостика», «Маленького принца»... Кстати, Сергей Владимирович пришел на премьеру, раздавал автографы – в точности, как в Кремле. Но… Михалков детей не любил. Он вообще никого не любил. Большего мизантропа я в жизни не видела. «Русская культура – это не только Шишкин»- Я выступаю не за лапотный, практически мертвый театр. Нынче время другое, требующее от подмостков использование быстроту мышления, скорость, эпатаж. Мы – русские вне зависимости национальной принадлежности, именно так нас воспринимают за рубежом, на базе русского языка складывается наше мировосприятие. Русская культура – это не только Шишкин, но и Малевич, Кандинский и Петров – Водкин, обладающие всемирным мышлением. Я буду драться за русский язык в театре, за нашу семиотику! «Гастроли – дело опасное»Народная артистка России Наталья Тенякова:- Я в Смоленске во второй раз, впервые была еще при советской власти, и город произвел на меня тогда удручающее впечатление. Дело было так – в театре Моссовета поставили восхитительную пьесу смоленского драматурга Нины Семеновой «Печка на колесе». Нина пригласила нас, актеров, в Смоленск, потом отвезла в свою деревеньку, показать горожанам народный быт. Замечательная была поездка, тогда-то я и полюбила ваши края…Гастроли – дело опасное. В гастрольной «сети» можно запросто попасть в историю! Помню, как мы прилетели с мхатовским «Вишневым садом» на Кубу. Труппа в полном составе, а декораций и костюмов – нет. Ждем день. Купаемся. Два – купаемся. На третий день купаться и ждать надоело, поехали на местную киностудию подбирать костюмы. Мне Раневскую, приехавшую из Парижа, играть, а в костюмерной какие-то цыганские юбки, ужас! «Нет, ребята, - говорю, что хотите со мной делайте, а я в этом маскараде на сцену не выйду». Вячеслав Невинный повел себя молодцом. Ему принесли какую-то бархатную жуть, самую большую по размеру вещь, что нашлась на студии. Он совершенно спокойно натягивает на себя этот кошмар, поворачивается, поводит плечами – «сюртук» лопается с треском! К счастью, ночью пришел борт с нашими декорациями. Светлана Врагова (смеется): - Ой, нас приглашают в Тегеран… Не поедем, а то нас потом в Израиль не пустят. Да и вообще, как «Вишневый сад» в парандже играть? Там с лицедейством строго… «Моя профессия – Дон Кихот»Народный артист СССР Владимир Зельдин:- Гастроли важны для России, потому что сегодня это - единственная возможность познакомить зрителя с настоящим репертуарным театром. Особенно сейчас, когда в силу материальных проблем гастролей почти нет. В моем понимании культура играет первостепенное значение в жизни, искусство – душа нации. Вы думаете, мы сильны оружием? Нет! Силой духа. В отличие от многих наших государственных мужей, которые при распределении финансов ставят культуру на последнее место, считаю, что только культура не позволит цивилизации разрушить мир, преодолеть негативные явления в нашей жизни. Наверное, я скажу крамольную вещь, но культура начинается с…отхожего места. В театре им. А.С. Грибоедова огромный зал и сцена, дающая режиссеру возможность реализовать свои фантазии и выдумки. А туалет… Мне лучше промолчать. Я многое повидал, и жалею, что в России все иначе. И в тоже время с замиранием сердца смотрел Всероссийский телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» и думал, какие же талантливые, удивительные у нас ребята… В этом отношении Россия – богатейшая страна, и не только в области искусства, но и в других сферах. Нужно дать людям возможность реализовать себя! - На протяжении долгих лет вы играете Дон Кихота. Подвиг Дон Кихота, его борьба с ветряными мельницами актуальны сегодня?- Так сложилось, что в моей жизни произошла встреча с замечательным режиссером, заслуженным деятелем искусств Юлией Соломоновичем Гусманом, который поверил в меня, 90-летнего (!), и предложил роль Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи». Вначале я отказаться, сказал, что психологическая нагрузка колоссальная, и вряд ли я потяну. Но Гусман настаивал, и я сдался. Актерская натура такова, что роль для нас – лучшее лекарство, продляющее жизнь. Мы пошли на риск, в затею никто не верил, но… Спектакль состоялся и имел огромный успех, потому что мой герой говорит о человечности. О доброте, красоте и милосердии: «Вдохни всей грудью живительный воздух жизни, задумайся над тем, как ты должен прожить ее. Не называй своим ничего, кроме души. Люби не то, что ты есть, а каким можешь стать. Все то, что жалко отдать, для тебя обуза…» Если и есть в мире волшебство, оно в театре и кинематографе. И, если хочешь, чтобы зритель заплакал, ты должен накопить в себе тысячу слез, и тысячу улыбок, чтобы зал смеялся. Мы – волшебники! Чудеса от господа Бога редки. А в театре и кино они случаются каждый день…
Анастасия Петракова, Рабочий путь
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два