В Новоспасское, к Станчинскому!
Признаться, когда я впервые прочёл заметку в «Википедии», то долго не мог поверить в её достоверность. Это мрачная, «готическая», будто насквозь книжная история, то ли сочинённая Тонино Гуэрро для позднего Тарковского, то ли почерпнутая из неизданного Бунина, а может, и Говарда Лавкрафта:"Алексей Владимирович Станчинский (9 марта 1888 г., Оболсуново, Владимирская губерния – 6 октября 1914 г., близ Логачёва, Смоленская губерния) – русский композитор и пианист.Уже с шести лет начал сочинять и исполнять свои первые произведения. В 1899 году семья переехала в Логачёво. С 1904 года Станчинский периодически ездил в Москву, где частным образом занимался на фортепиано у Иосифа Левина и Константина Эйгеса, гармонией и контрапунктом – у Николая Жиляева, композицией – у Гречанинова. Гречанинов познакомил молодого музыканта с Сергеем Танеевым, в чей класс Станчинский и поступил в Московскую консерваторию в 1907 году (параллельно он совершенствовался как пианист у Константина Игумнова).После смерти отца в 1908 году творчество Станчинского резко пошло на убыль, у него начались галлюцинации и нервные расстройства. В течение года он находился в психиатрической лечебнице, однако, несмотря на то, что в его состоянии наступило улучшение, врачи признали его неизлечимым. Когда Станчинский возобновил свою композиторскую деятельность, стиль его сочинений оказался более зрелым и свободным от влияний, заметных в его ранних работах. Московские музыканты признали его новой восходящей звездой, его работы пользовались большой популярностью. В 1910 году начал изучать и собирать народные песни, к этому же времени относится его сближение с Александром Скрябиным и Николаем Метнером. В конце 1913 года Станчинский возобновил свои занятия с Эйгесом и в 1914 году дал концерт в Малом зале Московской консерватории, в котором исполнил в том числе и свои сочинения. Концерт прошёл с большим успехом, однако это уже не могло повлиять на расшатанное здоровье музыканта. В октябре 1914 года Станчинский был найден мёртвым в реке, вскоре после своего возвращения из Крыма в Логачёво. Обстоятельства его смерти остаются неизвестными до сих пор".19 марта, в субботу, областная администрация отрядила небольшую экспедицию в Новоспасское. В её состав вошли родственники композитора, музыканты, деятели и организаторы культуры, несколько журналистов. Повезло в их число попасть и мне.Нашей целью было поклониться могиле композитора и наполнить его музыкой своды дома Глинок – от усадьбы Логачёво, находившейся всего в двух верстах от Новоспасского, в настоящий момент не осталось ничего. Алексей Станчинский был дружен с обитателями Новоспасского и во многом разделял взгляды великого родоначальника русской музыкальной школы.Мы выехали в сумрачное утро, в день полнолуния, когда Луна приблизилась к несчастной нашей планете на минимальное расстояние за последние 18 лет, и англосаксы обрушили свои ракеты на неспокойную Ливию… Как всякое путешествие во времени, дорога в Новоспасское – мистическое приключение. За два с небольшим часа на резвом «ПАЗике» мы перенеслись на 100 лет назад (и каких лет!), а может, и больше. Станчинский похоронен на церковном кладбище. Сельский храм – единственное уцелевшее здание в усадьбе, в этом июле он отметит 225-летие. Это самое старое здание в Ельнинском районе.Местный батюшка скупо, но выразительно рассказал о лихих годах, когда громящие старую жизнь коммунары использовали дворянские надгробные плиты для увековечения памяти своих близких. (Нужно сказать, что один из далёких потомков «коммунаров», Иван Ефимович Клименко, распорядился восстановить барский дом, разобранный ещё в царское время.) Заботливые руки расчистили для нас дорожку в глубоком снегу. Гуськом дорогие гости – прямые потомки композитора – прошли к могиле. К надгробию, созданному благодаря меценатке, предпринимательнице Елизавете Малик, легли гвоздики. Затем наша делегация навестила могилы родителей Михаила Ивановича Глинки. Потом мы последовали в усадьбу, где нас уже ждали.Музей-усадьба располагает личной вещью музыканта, да ещё какой! В гостиной находится пианино «Беккер», переданное в дар племянницей композитора, Вероникой Владимировной. Родственники подарили музею и другие вещи, так что появилась возможность создать экспозицию, посвящённую Алексею Станчинскому, сообщила всем присутствующим директор Смоленского музея-заповедника Людмила Жук. Ориентировочно, эта выставка откроется в следующем году, а в Смоленске, в историческом музее, в галерее «Знаменитые люди Смоленщины», будут увековечены имена Алексея Станчинского и его брата.Выступавшие говорили о значении, о всё растущем авторитете имени Станчинских в мире. Как известно, у Алексея был старший брат, Владимир, и он прославился как выдающийся учёный-зоолог, основоположник отечественной экологии. Помимо всего, Владимир Владимирович Станчинский – один из создателей Смоленского государственного университета. Как и многие выдающиеся люди, он погиб в годы массовых репрессий. Специально ради этой поездки в Новоспасское в Смоленск из Петрозаводска прибыла внучка Владимира Владимировича, Ольга Николаевна Станчинская. Из Смоленска прибыли внучка композитора Нина Андреевна Зуй, правнучка Людмила Васильевна и правнук Александр Васильевич Зуй – заслуженный учитель России, художественный руководитель и дирижёр детского оркестрового объединения смоленского Дома творчества детей и молодёжи, преподаватель Смоленского государственного института искусств. Приехал и его сынишка – праправнук композитора Станчинского.Музыку Станчинского исполнили заслуженный деятель искусств России, председатель областного отделения Союза композиторов Николай Писаренко, преподаватели СГИИ – доцент, заведующая кафедрой инструментального исполнительства Елена Гарибова (на снимке) и преподаватель колледжа Ирина Шайкова. В этот день звучали камерные сочинения композитора. Жизнь его оборвалась чрезвычайно рано, но кто сказал, что на сколе времён талантливые, тонко чувствующие люди живут долго?!Это особое, острое, ни с чем не сравнимое переживание, когда в старом доме звучит живая музыка. Мятущийся дух человеческий ударял в струны, раздувал ноздри солистов, сжимал сердца слушателей. Это был почти спиритический сеанс. Радовались звукам музыки многочисленные певчие птицы, живущие в доме Глинок. Райское пение птиц снежной зимой прибавляло происходящему инфернальности.Прозвучали прелюдия до-минор, три «Песни без слов», пьеса «Слеза», романсы. В финале концерта жизнеутверждающе и мощно выступил фольклорный ансамбль Ельнинского района «Реченька», исполнивший несколько народных песен, в том числе – некогда записанную самим композитором Станчинским.Крупнейшим знатоком и исследователем истории семьи Станчинских является Надежда Деверилина, заслуженный работник культуры РФ. Она дала краткий экскурс в славную историю поселения Логачёво – с ним, в частности, связан род Шестаковых, к которому принадлежал наш знаменитый земляк, морской министр Иван Алексеевич Шестаков, бывал в этом имении и Глинка… Всё меньше «белых пятен» остаётся в биографии Алексея Станчинского. Надежда Владимировна обратила внимание собравшихся, что найдено свидетельство о смерти композитора, позволяющее точно назвать дату смерти и погребения – 23 и 29 сентября 1914 года (разумеется, в тогдашнем делопроизводстве все датировки велись по «старому» стилю; сравните с днём кончины, указанным в «Википедии»). Представила она гостям и другие уникальные документы. Надежда Владимировна – одна из инициаторов этой поездки. Ей – особая признательность и благодарность гостей.Думаю, не ошибусь, если скажу, что эта поездка стала памятной для всех её участников. Хотелось бы, чтобы смоляне знали гораздо больше о своих талантливых земляках, и туристские тропы стали широкими торными дорогами. В музеи – как в храмы искусства!Всем любителям серьёзной музыки необходимо познакомиться с работами Станчинского – наша земля просто усеяна алмазами, и нужно не стесняться разглядывать их красоту.«Смоленская газета» поздравляет всех, кому неравнодушна отечественная будущность, с Днём работника культуры, который у нас в стране отмечается 25 марта!
Сергей МУХАНОВ, Смоленская газета
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два