Смоленская труппа — в гостях у шведского «Альбатроса»
В этом году смоленский драмтеатр уверенно покоряет не только постсоветское пространство – в ближайших планах труппы гастроли в Минске, Херсоне и Черкассах, - но и «замахнулся» на Скандинавию. Недавно в рамках культурного обмена смоляне побывали в Швеции. «Этюды любви» пришлись по вкусу театралам Этрана, Варберга и Хальмстада. О том, как это было, рассказывает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра, заслуженный деятель искусство Республики Беларусь Виталий Барковский. - Я всю жизнь мечтал о Швеции. Смотрел на карту и думал – мне никогда не побывать в этой удивительной стране. Впрочем, я и об Америке когда-то грезил: мне было 20 лет, хотелось поставить спектакль на Бродвее. Не получилось. Пять или шесть лет назад, когда работал в Колосовском театре, решился на авантюру. В Стокгольме живет много белорусских ребят, творческая интеллигенция – писатели, драматурги, режиссеры. Поинтересовался: «Как к вам можно пробраться?» - «Нужно иметь громкий имидж. У тебя были успехи в Англии, во Франции, в Польше и Германии, в 2000 году ты вошел в десятку лучших режиссеров Европы. Но этого мало! Шведы идут на знаковые имена - на Любимова, Эфроса. Коляду». Впрочем, мне дали дельный совет: «Ты приглашаешь Роберта Якобсона (театр «Альбатрос», Этран) на «Славянский базар», а потом едешь в Швецию в рамках культурного обмена». Я уговорил директора этого музыкального фестиваля, Родиона Басса, направить приглашение Якобсону. Так мы и познакомились. Роберт – интереснейший художник, когда-то работал с Тадеушем Кантором и Ежи Гротовским, занимался экспериментами, объездил весь мир. Вскоре я оказался в Смоленске, но мечту о Швеции не оставил. Мы два с половиной года вели переговоры с Робетром. У него время расписано - он то в Камеруне, то в Конго. В их театре за годы, проведенные в Африке, даже актерский состав «потемнел»! Шведо-африканцы – очень интересные люди, образованные, знают несколько языков. Какие у них глубокие глаза, как они смотрят на женщин! Они стремятся овладеть миром! Я думаю, что Африка может статьнет центром мира, и Роберт эту веру поддерживает. - Наверное, вы застали Роберта врасплох?- Да нет. Мы смогли договориться, и Роберт приехал со своим коллективом на «Смоленский ковчег», где их спектакли отметили и критика, и зритель, а мы были приглашены на гастроли в Швецию.Само название театра «Альбатрос» говорит о многом. Эта птица великолепна в стихии полета! Театр Роберта Якобсона прекрасен в мечтах и в уже осуществленных труппой проектах, в полете за гранью, где неподготовленному к современному театральному языку человеку, быть может, не все понятно. Роберту понравился спектакль «Этюды любви», и он посоветовал везти в Швецию эту постановку – в ней есть за что зацепиться, на сцене заняты всего пять актеров. Мы показали «Этюды любви» в театре Халанд в Варберге, в Хальмстаде (помимо спектакля, заслуженный артист РФ Сергей Тюмин и артист и режиссер Олег Кузьмищев провели мастер-класс), и в Этране. В Варберге роскошный театр! Они часто гастролируют по миру, в штате труппы всего четыре актера и три режиссера: шведы умеют считать деньги. Такая же ситуация с труппой и в Хальмстаде – тоже. У Роберта в штате всего пять актеров. Человек всегда думает о том, как бы ему так организовать свою жизнь, чтобы она нравилась и ему, и его близким. Мне показалось, что с этой точки зрения жизнь в Швеции организована хорошо. Большая заслуга нации в том, что она стремится сохранить накопленный позитивный опыт, защитить человеческое в человеке и утвердить это состояние в будущем Шведы отдают приоритет чести, достоинству, вере в жизнь. В отличие от нас, они воспринимают жизнь в мельчайших подробностях, ценят каждую ее секунду. Мы же мыслим глобально, до сих пор пытаемся объять необъятное. Конечно же, это отражается и на применяемых театральных средствах. Для шведов главное – защитить чужую жизнь, среду обитания. Простой пример: в водах Швеции сегодня вылавливается столько рыбы, что она не успевает восстанавливаться, и Роберт Якобсон - фанатичный защитник природы - даже на театральном уровне пытается решить эту проблему! Шведы никуда не спешат, у них на все хватает времени. Долго беседуют, пытаясь понять собеседника, и, когда ты общаешься с ними, понимаешь, что мир не рухнет. Это может показаться невероятным, но они не закрывают свои дома и не знают, что такое запоры. - Как вас приняли в Швеции? - В прессе были достойные отзывы о смоленской труппе и спектакле «Этюды любви»…. Но их сложно понять… Во время спектакля зале - мертвая тишина, в финале – аплодисменты. Зрители встают, аплодируют. В Хальмстаде дали два спектакля. Один – для студентов, они приняли нас очень доброжелательно, вели себя раскованно. Вечером играли для интеллигенции. Сдержанная реакция. Бросилось в глаза, что публика одевается в театр изысканно, со вкусом. И сразу становится ясно, что эти люди посвящены в непростые глубины. А в обычные дни и не поймешь, охламон перед тобой, или профессор. Кстати, Роберт думал, что русские – не богаты, и удивился, когда увидел в Смоленске столько хорошо одетых людей… Зато шведы резко отличались от российских актеров. Никогда не поверишь, что эти люди занимаются театром, культурой. Какие-то путешественники: за плечами вещь-мешок, на ногах - кеды. Будто собрались не на фестиваль, а в дорогу. А мы и в лес надеваем приличные вещи! Что вполне объяснимо: слишком долго русский народ пребывал в нищенском состоянии, поэтому до сих пор не может насытиться благами цивилизации… Шведы шокируют естественностью своего поведения: Когда Роберт нас провожал, он лег на землю и показал, что очень хочет спать, не стесняясь своего естества. Дитя природы… - Что Вам еще показалось удивительным, необычным, странным?- В Швеции самый большой театральный зал вмещает 200 человек. Для них огромный зал – абсурд! Тяжело на душе, когда отменяют спектакль, потому что на постановку пришли всего 60 зрителей… Оптимальный вариант зрительного зала – 150 мест. Не больше! Большой зал убивает спектакль! Разве мы ставим плохие спектакли? Нет, что и доказали многие фестивали. Я склоняю голову перед талантом Анатолия Ледуховского. Если бы восстановить все его спектакли, с ними можно было бы покорить мир. Давид Боровский, Эдуард Кочергин, Валерий Левенталь признались: если бы «Ревизор» Ледуховского шел каждый вечер, они приходили бы его смотреть как высочайшее произведение искусства. Но это совершенно не значит, что «Ревизор» понравился публике. И в то же время любой театр должен стремиться к тому, чтобы на афише было написано: «спектакль прошел с большим успехом в Польше, Германии, Швеции, Италии, Англии, США, Дании и Японии». Появится на афише несколько стран – и уже легче ехать за границу… - Это правда, что вы все «фестивалите» и не можете остановиться?- В планах театра – участие в международных театральных фестивалях в Херсоне и Черкассах (Украина). Снова везем «Этюды любви». А дальше гастроли в Минске.
Анастасия Петракова, Рабочий путь
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два