Смоленск: Восстание обезьян… в лабораторной пробирке
Если вы наивно полагаете, что драма с элементами фильма-катастрофы «Восстание планеты обезьян» имеет хоть какое-то отношение к саге «Планета обезьян», снятой еще в 1968 году Франклином Шаффнером и воскрешенной на новом технологическом уровне Тимом Бёртоном в 2001 году, то ошибаетесь. Боюсь, что фильм Руперта Уайатта весьма затруднительно назвать приквелом длинной истории деградации человека, оказавшегося под железной пятой обезьян. И все же… Режиссер решает, что открывать Америку незачем и, посвистывая, прогулочным шагом идет по проторенному пути штампов в духе «Глубокого синего моря».
Поскольку заокеанские миллионеры, глубоко обеспокоены надвигающимся маразмом, поголовно страдая фобией болезни Альцгеймера (представляете, как грустно иметь от жизни все, и не понимать, как всем этим добром воспользоваться?!), естественно предположить, что все эти американские бонзы вкладывают немалые средства в разработку чудодейственных лекарств, спасающих мозг от старческого слабоумия. На олигархов работают лаборатории и институты, а в них, конечно же, денно и нощно трудятся гении, без устали ставящие опыты над бедными животными. Но разрабатывают они революционные препараты отнюдь не из любви к человечеству или… к деньгам, как и положено в мире капитала. Ларчик открывается предельно просто – у главного героя Альцгеймером болен отец (в «Глубоком синем море» у героини в необратимый маразм погружается мать). В то время, как папа впадает в детство, вирусолог Джеймс Франко случайно выращивает невероятно умную особь - шимпанзе Цезаря (Энди Серкис). Это и есть та самая поворотная точка бифуркации, когда беспечное человечество подписывает себе приговор. Хотя… Настолько ли далеко мы ушли от обезьян? В самом начале фильма есть замечательный кадр, оправдывающий существование душещипательной истории о похождениях чрезвычайно умного самца шимпанзе-революционера: крупный план обезьяньей морды с умнющими глазами сменяется на аналогичный план лица афроамериканца. Глаза человека пусты, в них нет и намека на мозговую активность.
Дуэль взглядов наводит на мысль, а так ли разумны хомо сапиенс, как принято считать, и насколько глупее нас приматы? Мораль сей басни такова: умному созданию, не похожему ни на одно другое, нет места в этом прекрасном мире, густо населенном деградирующим человечеством. Метафора, такая же избитая и затасканная, как и все фильмы - предупреждения, которыми просто обожают грешить жалостливые и совестливые американцы, истребившие индейцев и бизонов. Именно поэтому пытливые глаза возмужавшего Энди Серкиса начинают поблескивать гневом, когда он наконец-то осознает, насколько вероломны и жестоки эти белые-черные «прямоходящие».
Тебя выгуливают на поводке, а когда ты пытаешься защитить слабого, отправляют в обезьяний дурдом. Полнейшая дискриминация без намека на политкорректность! Другого выхода у разума, попавшего в плен, нет – кризис назрел, пора браться за оружие, устроить революцию и бежать в пампасы, где произрастают тысячелетние секвойи! Цезарь - Энди Серкис – говорит человеческой цивилизации: «Нет!» Впрочем, слова «нет» вполне достаточно в общении с человеком, да и психологи обоснованно утверждают, что все наши проблемы проистекают от боязни в нужный момент произнести эти три отрывистых звука – «нет!»
Цезарь и его поумневшие собратья возвращаются в естественную среду обитания, а человеку остается… бояться и ждать. Ждать неизбежного конца? Финал картины открытый. Но, если вспомнить фразу, вылетевшую из прелестных уст очаровательной подружки вирусолога, фразу, которая как раз и служит лейтмотивом сказочной истории про обезьянью революцию: «Я люблю обезьян. Но и боюсь их. Это нормально – бояться их».Действительно, бойтесь. Джинн, выпущенный из бутылки, способен смести хрупкую человеческую цивилизацию, тонкой, прозрачной пленкой окутывающей необъятное тело первобытной Земли!
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два