Режиссёр Виталий Барковский – о гастролях смолян в Польше и на Украине
В начале октября отрылся театральный сезон в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова. Зрители увидели две премьеры. А театр успел побывать в Нежине, что в Черниговской области на Украине, и в Лодзи в Польши. Мы обратились с вопросами к главному режиссеру Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова – заслуженному деятелю искусств Республики Беларусь Виталию Михайловичу БАРКОВСКОМУ. - В Нежине мы побывали на VII Международном фестивале женского творчества имени Марии Заньковецкой. На нём было представлено интересное созвездие спектаклей драматических театров братских стран: России, Украины, Беларуси. Во главу угла фестиваля была поставлена ЖЕНЩИНА. Ведь не случайно, в свое время, именно Марию Заньковецкую называли «украинской Элеонорой Дузе». Её талант, яркая индивидуальность завораживала всех, кто её видел на сцене и встречался с ней. На фестивале царила удивительная атмосфера благожелательности и внимания. И это чувствовалось не только в общении с коллективом Нежинского украинского драматического театра им. М. Коцюбинського, но и со всеми представителями общественных культурных институтов города. Это даёт право сделать вывод: как бы не ломалась система, и политическая, и духовная, театр всегда будет вдохновлять и объединять нас на созидательные связи и отношения, думать о лучшем нашего общения. Мы представили на фестиваль спектакль «Этюды любви» по пьесе Е. Поповой. Это премьера предыдущего театрального сезона уже оценена не только смолянами, но и зарубежными критиками и зрителями. Весной этого года мы получили приз «За лучшую режиссуру» на XI Международном фестивале театрального искусства «Славянские встречи» в Беларуси. В Нежине международное жюри фестиваля оценивало работу наших актрис, как я уже сказал, фестиваль был посвящен женскому творчеству, по шести номинациям. Актриса нашего театра Ольга Фёдорова была признана победительницей в номинации «За самый экспрессивный женский образ на фестивале». Результаты фестиваля мы узнали позже, но те прекрасные слова, сказанные после спектакля, в праздничной обстановке, и надежды, связанные с нашим дальнейшим сотрудничеством, поистине являются ценным материалом для анализа и выстраивания диалога о будущем нашего общения. Интеллигенция города, руководство культуры, публика, критики высоко оценили спектакль, говорили о сценической культуре, о прекрасных актёрских работах. Спорили, кому же из наших актрис отдать предпочтение. С огромнейшим удовольствием в такой атмосфере мы играли спектакль, общались, делились впечатлениями о наших приобретениях, наших потерях, наших сомнениях и наших завоеваниях. Прощаясь, надеялись на будущую встречу. Спектакль Нежинского театра смоляне смогут увидеть на III Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег», который пройдёт совсем скоро – в апреле 2012 года.Театр в Лодзе Если говорить о нашей поездке в Польшу, то в данном случае, в связи с мыслью о расширении гастрольного и фестивального поля деятельности театра, пришлось использовать мои связи, сложившиеся за немалую творческую биографию. Именно таким образом появилась возможность побывать в Новом театре им. Казимежа Деймака в Лодзе в Польше. Так как в своё время у меня были неплохие отношения, которые позволили в сегодняшнее время войти в творческий контакт. Что удивительно: время проходит, а хорошая память остаётся. К слову, та же история с театрами Швеции. На протяжении многих лет Лодзь известен как город с великолепной театральной традицией. Ежегодно в декабре здесь проходит Международный фестиваль операторского искусства «CAMER-IMAGE», на который со всех уголков мира съезжаются признанные мастера. Именно здесь находится всемирно известная Высшая школа кинематографии, телевидения и театра. Для меня Лодзь – это город, который навевает воспоминания о юности. Перовое, что всплывает – это «Чайка», которую я ставил в Высшей театральной школе. Она была решена в условной остро-авангардной манере. Именно тогда творчество сблизило и подружило меня с директором и художественным руководителем Нового театра им. Казимежа Деймака в Лодзе Здиславом Вислукой. Он остался в моей памяти как человек, внимательно вглядывающийся в перипетии прошедшего ХХ века. Здислава я вспоминал с уважением и почитанием. И спустя много лет нам было легко общаться. Мы вспомнили нашу юность. В своё время он много сделал для того, чтобы моя постановка состоялась. С огромным трепетом я увидел исключительный торговый культурно-развлекательный центр «Мануфактура». Уникальное как в польском так и в европейском масштабе предприятие ревитализации, соединяющие в себе современные архитектурные формы с отреставрированными зданиями фабрики Израела Познаньского ХIX века. Сейчас он является административным, культурным, общественным центром города. Всё лучшее собрано там.Фойе театра в Лодзе Начиная с 1993 года Здислав является хозяином театра. Он сам разрабатывал проект, выполнял работы и как строитель, и как архитектор, и как рабочий. Получилось удивительное здание с хорошими цехами, малой (на 140 мест) и большой (на 380 мест) сценами, помещениями для проживания артистов. Он сумел все это сделать, благодаря своему авторитету и особому знанию, которыми должен обладать творческий человек. Здислав пользуется авторитетом в городе, участвовал в его восстановлении. Считается одним из лидеров общественной жизни, которые сумели создать имидж, способствующий возрождению города. Что ещё удивительно в работе его театра, так это масштабы. Они играют 50 спектаклей в месяц, чего мы не позволяли себе даже в советское время. В репертуаре театра мировая классика, современная драматургия. Особое место занимают национальные авторы. Здесь только самые известные имена. Для знакомства в Польшу мы повезли спектакль «Этюды любви» Е. Поповой. Мы предполагали, что именно те проблемы, которые поднимаются в этом спектакли, будут близки полькой публике. И не ошиблись. Спектакль был оценён очень высоко.Поляки интересовались смоленским театром, на пресс-конференции были заданы самые неожиданные вопросы. Многие касались драматурга. В Лодзе были удивлены, что Елена Попова, являясь победителем Первого Всеевропийского фестиваля драматургии, автором, чьи пьесы идут по всему миру – и в Англии, и в Германии, и на Украине, и в России, и в Беларуси – не знакома польской публике. То внимание, те отклики после спектакля, говорят о том, что наш спектакль произвёл сильное впечатление на публику. В течение нашего пребывания, нас окружало внимание, улыбки, благожелательность. Именно благодаря высокой оценки спектакля мы смогли завязать более тесный творческий диалог театров двух стран. Самое удивительное, мы получили приглашение от всех ведущих театров Лодзи о проведении обменных гастрольных проектов. Если говорить о приёме, то всё было сделано на высочайшем уровне. Можем быть, мы где-то в душе и опасались, что нас что-то разъединяет, но оказалось, славянский дух жив и он корректирует наши отношения. Как подтверждение наших успешных гастролей, мы заключили договора на обменные гастроли в сентябре месяце следующего года, а также окончательно решили вопрос о приезде трупы театра Лодзи на наш фестиваль. Так что, смоленские зрители увидят польскую труппу уже скоро – в апреле на фестивале «Смоленский ковчег»!Афиша в Лодзе
Материал предоставлен Смоленским драматическим театром имени Грибоедова, Смоленская газета
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два