Наша профессия не даёт стареть!
С актёром Владимиром ПолушинымЭтим летом сразу два юбилея отметила замечательная смоленская актриса Валентина ЛЕБЕДЕВА – личный и творческий.Первого юбилея касаться мы не будем, а про второй скажем прямо: 30 лет в профессии и в одном театре – Смоленском областном театре кукол имени Д.Н. Светильникова. Не так уж много смоленских актёров могут похвастать такой верностью одному храму Мельпомены. Кроме того, Валентина Лебедева хорошо известна нашим телезрителям: вот уже много лет она является бессменной ведущей детской передачи «Волшебный маячок» на канале «Феникс-ТНТ».Пользуясь календарным поводом, мы расспросили юбиляра, насколько это благодарная профессия в провинциальном городе – актёр театра кукол…– Валентина Николаевна, почему вы выбрали такой необычный и условный мир кукол?– Всё началось с того, что после окончания Смоленского культпросветучилища меня направили работать по распределению в Смоленский областной театр кукол. До того времени я даже не представляла, что это за профессия – актёр театра кукол. Хотя в детстве я смотрела спектакли театра кукол, но как-то не задумывалась над этим поприщем. Но актрисой мне хотелось стать всегда! Мама была против (улыбается), но это намерение меня не покидало. Итак, я пришла в Смоленский областной театр кукол. Меня сразу отправили в спектакль «Великий Коко», который ставила преподаватель ЛГИТМиКа Валентина Михайлова. Я окунулась в эту работу – и вот затянуло, я осталась на 30 лет…Можно сказать, что я совершенно случайно попала в театр кукол. Но, наверное, это было предопределено свыше…– В чём прелесть, в чём радость вашей работы?– Наверное, эта профессия помогает оставаться молодой душой. Затянуло меня, затянуло!.. Я сама порой задумываюсь, как так случилось – ведь у нас не было никаких условий, абсолютно! У театра не было своего здания, мы вели постоянную жизнь на колёсах… Но мне как-то сразу понравилась эта работа, и у меня за 30 лет ни разу не возникла мысль уйти, оставить, бросить…– А не тяжело это психологически, тем более женщине: всю жизнь находиться за ширмой, скрывать себя и выступать на вторых ролях – позади куклы?– Мы не всегда работаем за ширмой, много спектаклей, где выступаем и в живом плане… Актёр театра кукол – это далеко не вот это (показывает приём работы с простейшей куклой, надеваемой на три пальца). У меня много спектаклей, где я общаюсь с залом напрямую, – «Муха-цокотуха», «Глупый птенчик»…– Наверное, очень непросто работать на детскую аудиторию…– Да. Дети – они всегда очень тонко чувствуют фальшь. Очень сложно работать на детский зал, потому что когда что-то не получается, не чувствуешь отдачи – по-актёрски тяжело. А если спектакль получился, если юные зрители принимают его хорошо, то и самому как-то легко и светло на душе становится: работаешь не зря!– Как вы настраиваетесь? На мой взгляд, это сложно – дарить праздник каждый день…– Когда ходишь на работу с удовольствием, когда то, чем ты занимаешься, – не в тягость, а в удовольствие, то настроиться особой проблемы нет. Приходишь, смотришь в зал, чувствуешь атмосферу, чувствуешь детей – и начинаешь работать с ними!– Дети приходят с родителями – как много по ходу спектакля вы работаете на взрослую аудиторию?– Знаете, всегда стараешься работать для детей, поскольку у нас детский театр. Но взрослые смотрят спектакль с ещё большим удовольствием, большим вниманием, нежели дети! Они с таким интересом наблюдают за происходящим, что поневоле начинаешь общаться и со взрослыми!.. – Много лет вы существовали в дороге: выступали на гостевых площадках, ездили по детским садам, школам… Как складывается ваша гастрольная жизнь с открытием обновлённого здания?– С детскими садами мы работаем в прежнем режиме. Со школами взаимодействуем мало – они нас почти не приглашают. А детские сады с удовольствием смотрят наши спектакли, знают в лицо всех актёров – и воспитатели, и заведующие, и маленькие зрители…– То есть у них остаётся шанс увидеть кукольное чудо у себя, на месте?– Да, но надо понимать, что показ на выезде снижает качество спектакля. Ребёнок должен видеть спектакль в театре! Тем более когда у нас появился такой театр – со своей атмосферой. Всё ярко, красиво, празднично. Конечно, родители должны вести детей в театр!.. У нас сейчас другое ощущение профессии! Ведь мы были единственными в Центральном федеральном округе, которые на протяжении стольких лет не имели своего здания!..Нужно сказать огромное спасибо Юрию Никаноровичу Бабину, прежнему директору нашего театра, – за то, что нас включили в программу подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска, и в рамках этой программы был построен наш прекрасный театр кукол!Но без гастрольной жизни театр – не театр. Когда постоянно варишься в своём собственном котле, то – затухаешь. Надо ещё откуда-то черпать эмоции!– По вашим ощущениям, насколько в провинции востребована профессия актёра?– Думаю, что в провинции она просто необходима!.. В глубинке или не в глубинке – везде дети. И дети должны с малых лет воспитываться театром! Они должны смотреть спектакли театра кукол; мне кажется, это намного лучше и полезнее, нежели ребёнок будет проводить время, сидя у компьютера или телевизора. Мне кажется, мы просто необходимы нашему городу!.. Город узнал нас и с удовольствием смотрит наши спектакли. Надеюсь, и любит их!Да, у нас не самая большая зарплата, но в театре всегда работают не за деньги. Наверное, в этой профессии остаются только те, кто по-настоящему привязывается к делу, по-настоящему любит свою работу. Иначе не останешься! За мою долгую работу через театр прошло столько людей – актёров и актрис!.. Да, не устраивала маленькая зарплата, не устраивал разъездной характер работы, не было своего здания… Уходили в поисках лучшего театра, а случалось так, что и вовсе уходили из профессии.– Насколько изменилась ваша жизнь с появлением программы «Волшебный маячок»?– Наверное, только тем, что стали узнавать на улицах.– В магазинах очередь не уступают?– (Смеётся) Нет! Но очень часто подходят самые разные люди, даже бабушки, спрашивают: «Извините, это вы ведёте передачу «Волшебный маячок»? Ой, спасибо вам!..» Аудитория самая широкая – у нас даже студенты вузов участвуют в конкурсах!.. Вот была такая ситуация – мы проводили телефонный конкурс «Самая короткая улица нашего города». Дети звонят-звонят, но никто не даёт правильного ответа. Вдруг звонок, и голос такой хрупкий: «Я знаю ответ. Самая короткая улица у нас – это Верхне-Сенная!» Мы так обрадовались! «Молодец, девочка, какая ты умница! В каком классе ты учишься?» – «Я не учусь в школе». – «А где же ты, в детском саду?» – «Нет. Я учусь в институте, я уже студентка». Так что студенты тоже смотрят нашу передачу... – Как вам помнится работа с режиссёром Галиной Алексеевной Карбовничей?– С Галиной Алексеевной было работать здорово, это уникальный режиссёр! Я считаю, что она была одним из самых талантливых режиссёров в кукольном искусстве. Очень жаль, что она так рано ушла… Так, как она работала с актёрами, пожалуй, не работал никто! Настолько тонко, настолько филигранно, настолько уважительно! И она могла вытащить из актёра то, что сам он, казалось бы, в себе не подозревал. Мне довелось работать с Галиной Алексеевной в нескольких спектаклях, и всегда это было огромное счастье и удовольствие! Она давала большую школу актёрского мастерства.– Есть ли надежда, что вернутся на сцену её взрослые спектакли?– Поначалу такие разговоры велись, но… Очень тяжело возвращать спектакль без режиссёра! Стержнем этих постановок была она. Если даже так случится, что вернётся «Клоп», то я думаю, что прежнего спектакля, той атмосферы уже не будет. Потому что нет режиссёра. Очень жаль!.. А «Мнимый больной» Мольера восстановится вряд ли, потому что в театре уже нет многих актёров из этого спектакля.– Три десятилетия – это большой творческий стаж, это множество ролей. Какие самые любимые?– В своё время мне очень нравилось работать с Борисом Ивановичем Азаровым, главным режиссёром Симферопольского театра кукол. Он дружил с нашим театром, с нашим бывшим директором Галиной Герардовной Радговской и часто приезжал к нам на постановки. Одним из первых его спектаклей был «Ищи ветра в поле», где я играла Скомороха. Мне очень нравилась эта заводная роль, нравилось работать с этим режиссёром! И спектакль сам по себе был очень интересный, там было много удачных ролей у других актёров, все работали с удовольствием! Борис Иванович – яркий режиссёр и очень интересный человек. Сейчас мы восстанавливаем его постановку 1997 года «Бука». Там непосредственно идёт игра с залом, с детьми – такой «пинг-понг» на протяжении 45 минут. И, конечно, среди самых любимых – спектакли Галины Алексеевны Карбовничей. Например, «Глупый птенчик» – это спектакль по её пьесе, где мы работаем вдвоём с Владимиром Ивановичем Полушиным. «Птенчику» уже десять лет. А из последних любимый – «Муха-Цокотуха», который мы сделали с Павлом Валентиновичем Акининым, главным режиссёром Брянского театра. Сделали буквально за неделю, работали в поту и мыле – и он, и мы с Владимиром Арбузовым. Там много юмора, танцев, музыки… Стихотворение Чуковского читается вслух две или три минуты, а спектакль идёт 40 минут. Здесь всё закручено на фантазии…– Не могу не восхититься тем, что спектакли вашего театра бьют рекорды долголетия…– Да, у нас всё время подрастают новые зрители, и некоторые спектакли идут по 25–30 лет! «Поросёнок Чок» у нас в репертуаре уже три десятилетия – прежние дети вырастают и уже приводят к нам своих детей… В этом плане – да, мы счастливые люди! Работая с детьми, заряжаемся их энергией. Наша профессия не даёт стареть!Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Сергей МУХАНОВ, Смоленская газета
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два