Наш авангардный "Боинг" вперед летит
главный режиссер Смоленского драмтеатра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский27 марта Смоленск отметит Международный день театра.
"Это праздник для людей, призванных через изучение перипетий человеческой природы понять и постичь взаимоотношения человека с пространством Вечности. До недавнего времени считалось, что это запретный промысел. Хотя в своей работе мы претендуем лишь на роль посредников в анализе представления о человеке. Вы же знаете, что был скрытый конфликт между религией и искусством. Благо уровень просвещения и новых информационных стратегий убеждает или как бы склоняет нас в сторону, где анализируются взгляды Всевышнего на человека. Надо иметь достаточно такта, чтобы исследовать человеческую природу во всей глубине ее проявлений", - считает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский.
- Недавно театр вернулся с гастролей в Минске. Как приняли смолян в Белоруссии?
- На суд зрителей Смоленск представил пять спектаклей, и удивительно то, что работы нашего театра, незнакомые белорусской публике, имели большой успех. Это говорит о хорошем художественном вкусе минского зрителя и высоком уровне смоленской драмы. Я рад, что мы получили предложение руководства Минского театра проводить гастроли в столице Республики Беларусь ежегодно!
- Говорят, что главный авангардист Белоруссии, а вас именно так называют, наконец-то ставит в Смоленске нечто экстравагантное?
- Да. Совсем скоро, 15 апреля, на малой сцене состоится премьера спектакля "Этюды любви", в основу которого легла пьеса драматурга Елены Поповой. Мне понятна ее система координат, и я легко перевожу ее произведения на сценический язык. Это уже восьмая пьеса Поповой, над которой я работаю. В постановке заняты Екатерина Максимова, Инна Флегантова, Ольга Федорова, заслуженный артист России Сергей Тюмин, Олег Кузьмищев. Хотелось бы поговорить со зрителем о том, как сложно сохранить высокое чувство любви, которое зарождается по воле Божьей, и о созидательных мотивах, формирующихся и утверждающих лучшие качества в человеке, возможные только при глубочайшем терпении, силе воли и вере в лучшее. Если баланс между добром и злом нарушается, если теряется вера, нас накрывает духовное цунами! Любить - это не только благо, но и труд, в соблазнах и страстях выстоять во имя гармонии и добра.
- Что еще новенького ждет смолян?
- Параллельно труппа работает над спектаклем "Горе от ума" Александра Грибоедова, который, в свое время стал визитной карточкой театра. Сейчас мы занимаемся его реставрацией: 29 апреля зритель увидит новых Чацкого, Софью, Молчалина и Скалозуба. Хотелось бы внести новые краски, использовать новые выразительные средства, чтобы разнообразить партитуру взаимоотношений героев грибоедовской эпохи. В начале мая планируем по старой доброй традиции принять участие в фестивале "Славянские театральные встречи" в Гомеле. На сей раз покажем белорусам премьеру сезона "Benvenuto, Oтелло!" Кена Людвига, поставленный Игорем Войтулевичем и Светланой Архиповой, спектакль имел огромный успех в Минске. Также планируем представить зрителю уже на Большой сцене комедию Марка Камолетти "Боинг - боинг", в которой под незамысловатыми забавными ситуациями ведется серьезный разговор о человеческих проблемах. Режиссер Олег Кузьмищев занял в ней молодежь театра. В июне возобновим работу над спектаклем "Нас поцелует рассвет" по пьесе Владимира Острова. Тема наркомании сейчас очень актуальна, а назидательные беседы с молодежью приводят только к антагонизму с их стороны. Хотим поговорить с молодыми людьми о глубинных вопросах, которые не лежат на поверхности, - для их анализа необходимо постичь человеческую природу на религиозном и культурном уровне. Поэтому постараемся сделать большой акцент на музыку и пластическое решение спектакля, которые являются знаковой частью изменчивого пространства интересов нашей молодежи.
- Ваши пожелания коллективу и всем театральным деятелям Смоленщины?
- Света и красоты... И веры в то добро, которое призвало нас в эту профессию.
Каким видят будущее современных подмостков молодые артисты Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова?
Виктория Клевцова-Абакумова:
- Современный театр не может существовать вне наработок, достигнутых нашей театральной школой, потом и кровью актеров и режиссеров за долгие годы ее становления! Хотелось бы, чтобы театральный репертуар постоянно обновлялся, актуализировался и отвечал веяниям нового времени. Но традиции должны сохраняться!
Андрей Курганов:
- Возможно, мои взгляды консервативны, но я был, есть и остаюсь адептом русского психологического театра. Театра для людей, но - с новым языком, новой формой выражения мыслей и чувств. Мне кажется, что европейский театр, во многом основанный на пластике и прочих несвойственных русской сцене выразительных средствах, в десятки раз слабее российского.
РП Смоленск
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два