Кислотная фантасмагория с философским подтекстом… в Смоленске
14 апреля на экраны страны вышел фильм по культовому роману Виктора Пелевина «Generation «П» Что такое коллективное бессознательное?! Всегда найдется тот, кто знает, что это такое. Самое обидное, что именно мы, увлекшиеся призрачной мечтой о жестяной банке с шипучим наполнителем, бессознательно выпустили в начале 90-х беспощадное чудовище, которое сделало многих из нас богами, идолами. Культовыми фигурами, которые вращают мир. Но… Этот демон неизбежно потребует жертв. Крови. Он высосет все то полезное, духовное, человеческое, черт возьми, то, что делало нас людьми и превратит в смятую банку из-под «пепси» на грязном асфальте. Иначе и быть не может! В прекрасном новом мире, проектируемым «зомбоящиком», где все вращается вокруг мусора слов рекламных слоганов, человек становится программой, который смотрит другую программу. Пустой, управляемой, бессмысленной программой, созданной криэйтерами, прошедшими длинный путь от создания роликов, популяризирующих «Тик-так» до виртуальной лепки рвущихся к власти «партайгеноссе». Про рекламацию «русской национальной идеи» и компромат умолчим. Ни один топ-криэйтер не избежал горького глотка из этой чаши, щедро обернутой купюрами «вечно зеленых единиц». Стремление к идеалу, мечты о совершенстве иллюзорны. Сатурн, простите, Иштар, неизбежно пожирает своих детей или возлюбленных. Главную роль - поэта Вавилена Татарского, едва не потерявшего себя в безумном круговороте, бушующем вокруг строительства новой Вавилонской башни, в фильме «Generation «П» сыграл Владимир Епифанцев. Удачный выбор! Епифанцев харизматичен, но, несмотря на достаточно длинный «послужной» список ролей, малоизвестный массовой публике актер. Привыкший к его брутальной органике и бьющей сквозь все поры внутренней силе зритель (тот, кто имеет представление об игре Епифанцева) будет непременно потрясен плавным переходом от растерянного, скованного условностями интеллигента к холодному «оцифрованному» монстру. Страдающему монстру. Потому что и демонов разрывают те же проблемы, что и всех нас: «Я просто хочу быть счастливым, но у меня ничего не получается…». Все равно он больше ничего не умеет, кроме как писать плохие слоганы. Этот мир создали мы. Режиссер Виктор Гинзбург подчеркнул эту «нашесть» отличным подбором на роли в фильме «Generation «П» знаковых фигур: в калейдоскопе экранной мешанины экрана вращаются Сергей Шнуров, Михаил Ефремов, Иван Охлобыстин, Владимир Меньшов, Александр Гордон, Рената Литвинова, Леонид Парфенов, Амалия Гольданская, Роман Трахтенберг, Марианна Максимовская. Люди-знаки, люди-символы. Те, кто вплел себя в ткань реальной (и ирреальной!) галлюцинаторной фантасмагории с глубоким философским подтекстом, ставшей слепком тревожной эпохи. Вопреки ожиданиям, картина не вызывает отторжения. Фильм глубоко физиологичный, натуралистичный (аж дух захватывает от прикосновения к тому смутному, мутному, грязному рыночному времени, перетекающему в не менее нечистый гламур). Близость к тексту, щедро удобренному ненормативной лексикой, невероятно осязаема, однако экранизация в данном случае является самостоятельным продуктом, который невозможно смотреть зевая. Пелевин – это слово, образ, мысль. Что прекрасно отражает внутренний монолог Епифанцева-Татарского, раскалывающийся на порой сумбурные встречные диалоги, мешающие друг другу, наслаивающиеся пластами, бегущие наперегонки. И все же что такое коллективное бессознательное? О нем знают те, кто торгуют в ларьках или стоят поодаль.Когда не думаешь, многое становится ясным. Все решат. За нас!
Анастасия Петракова, Рабочий путь
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два