Камелии для Бориса Бланка
«Борис Бланк – приверженец кино, сконструированного художником, когда форма, пластика, эстетическая атмосфера определяют образ фильма, какой бы темы этот фильм не касался, - так пишут в журнале «Знать» о кинематографисте Борисе Лейбовиче (Львовиче – на русский манер). - У него нет кумиров и идолов, на него не могут повлиять ни вкусы критиков, ни даже вкусы зрителя. Борис Бланк – кошка, гуляющая сама по себе. Он зависит от очень многих людей и обстоятельств, но, в то же время, не зависит ни от кого».
Одно из любимых словечек Бланка, на которое невозможно обижаться, – «чудовище». Начинает с «чудовищ», заканчивает, как правило, «золотцем»… Если вы сумеете заслужить его похвалу.
2 октября Борис Львович отметил 80-летие, а ровно через десять дней в Смоленском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Камелии для дамы», к которой народный художник РФ приложил руку лично – выступил в качестве режиссера.
С нашим городом прославленного деятеля российского театра и кино сложилась давняя история если не любви, то уж точно безграничной симпатии.
«Со Смоленском у меня многое связано, - не скрывает Бланк. - Несколько лет я работал с Игорем Южаковым, в 1986-1990 годах руководившим Смоленским драматическим театром. Театр при Южакове знавал блестящие времена – Игорь был режиссером исключительного таланта. Но, к сожалению, его «съели». И не только в Смоленске, та же история произошла и в Иванове. Судьба этого талантливого человека была очень странная и одновременно такая горькая, хотя спектакли Южакова пользовались успехом у зрителей и даже критика не смела их поносить. Быть может, потому, что иногда у властей и, что скрывать, у самих актеров возникает интуитивное ощущение, что ты… Слишком талантлив для этого места!
Быть может, хотя Смоленск мне достаточно чужой, но я люблю ваш театр, его доброжелательную атмосферу. Приятно, что меня помнят, да и сама сцена большая, позволяет развернуться».
Так уж случилось, что Борис Львович как минимум дважды входил в судейскую коллегию Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег». С присущим ему азартом самозабвенно судил постановки и в этом году.
«Смоленск мне дорог и тем, что здесь трижды проводился международный кинофестиваль «Новое кино. XXI век», президентом которого был мой давний друг Геннадий Полока, а я входил в президентский совет кинофорума и в состав жюри».
И вот уже нет на свете Геннадия Полоки и товарища Бориса Бланка – режиссера Георгия Юнгвальда – Хилькевича, с которым Борис Львович по-хорошему «шалил» на юбилее фильма «Д, Артаньяна и трех мушкетеров» году эдак в 2006-м в Смоленске. А Бланк – есть. И по-прежнему ставит спектакли на Большой сцене драмтеатра.
Так, в 2010 году Борис Львович подарил смолянам свой «Грех», поставленный по пьесе Максима Горького «Зыковы». «Я чувствую, что Горький – это про меня, - признался режиссер в интервью «РП». - Когда ЭТО – про меня, ЭТО меня интересует. Если про всех других – пусть это их интересует! Убежден, что если правильно раскрою материал, найдется достаточное количество чувствующих, порядочных людей, которые поймут спектакль.
Почему я люблю «Старика» и «Зыковых»? Это экзистенциальные пьесы! В какую шекспировскую мощь выливаются эти личные, негромко рассказанные истории! Ты видишь за простейшим текстом бездну, потому что Горький знал так много человеческих тайн, что ему было трудно с этим жить.
Горького отличает грандиозное знание психологии. Каждая строчка наполнена глубочайшей философией! По Горькому за зло всегда платят злом. Читаешь его и понимаешь, что, прежде чем затевать реформы и революции, стоит прочесть Горького, и все сразу же станет на свои места.
Горький – незыблем! Дерзок! Бунтарь! Он современен и востребован сегодня, чтобы мне ни пытались говорить. Горьковские сюжеты можно смело переносить в разные времена».
На сей раз Борис Бланк предложил смолянам переработку известного сюжета романа Александра Дюма «Дама с камелиями». Как заявлено в аннотации к спектаклю, «режиссер захотел представить уникально красивый и очень сентиментальный спектакль о последней прекрасной любви ХХ века...». За основу театральной мелодрамы взята пьеса Романа Перельштайна «Камелии для дамы» - страстная и трагическая история двух людей, попавших в переплет исторических событий, которая переносит зрителя в предвоенный Париж прошлого века. Кстати, «Камелии для дамы» - уже не первая совместная работа Бориса Бланка и сценариста Романа Перельштейна. В 2007 году по его сценарию Борис Львович снял игровой фильм «Долг».
Действие постановки разворачивается в декоре невиданной доселе смоленским зрителем бездушной роскоши отеля «Риц», в хрусталях, шелках и бархатах которого вспыхивает и угасает пламя настоящей, пронзительной и абсолютно безнадежной любви… Ибо камелия и есть эмблема красивых, но бессердечных женщин, символизирующая собой французских куртизанок. Белая камелия, расположенная на корсете куртизанки, означала: «Я свободна этой ночью», красная – «Я занята».
Примечательно, что именно камелия - любимый цветок Коко Шанель - стала символом модного дома «Шанель». Однако сама Коко любила только белые камелии – разновидность розы, но без шипов и аромата. Букет белых камелий и сегодня ежедневно украшает дом-музей Шанель.
Герои спектакля - куртизанка Маргарита Готье (Ольга Федорова) и Арман Нуари (Егор Деюн, Олег Кузьмищев) задыхаются в губительной, душной атмосфере высшего света, который населяют ожившие манекены и марионетки, успешно имитирующие жизнь под музыку Джузеппе Верди… Среди них – прожигателей жизни - есть и реальные персонажи той ушедшей навсегда эпохи. Например, все та же обожавшая камелии мадмуазель Коко (Инна Флегантова). Но и она – всего лишь призрачная тень на шикарном балу человеческого тщеславия в мире денег, где нет места живому чувству. Простым, первобытным эмоциям, существующим вне интриг и коммерческо-политического расчета. На балу, которым дирижирует Борис Бланк и балетмейстер Елена Егорова…
Есть только одно оправдание человеческого существования в мире - любовь, которая требует жертв и сама будет принесена в жертву... Оттого и надтреснут трагически хриплый голос Армана «образца 1946 года» (Олег Кузьмищев), с волнением и горечью поминающего свою юность и ту, что стала смыслом всей его жизни. Он плачет без слез о Марго (Ольга Федорова). «Камелии для дамы» - горестный плач по бесследно исчезнувшей после войны культуре и духовности Европы…
Что можно сказать об игре Федоровой? Она, как, впрочем, и всегда, великолепна. Безумно, завораживающе пластична! Трогательная хрупкость и внутренняя сила, ее потрясающая античная красота удивительным образом сочетаются с невинным фарфорово – кукольным лицом испорченного высшим светом ребенка. О бушующих в ее груди страстях, обнаженной боли израненного сердца кричат лишь глаза. В них плещется неизбывное горе… И – сладость уворованного счастья, пробивающегося сквозь запрет - вопреки табу и условностям! Наслаждаясь танцем любви Федоровой – Деюна, начинаешь забывать об очередной эксплуатации темы «любви-смерти», разыгранной по нотам на фоне прогрессирующего туберкулеза и совершенно очевидной ссылкой на трагическую судьбу Маргареты Гертруды Зелле – той самой, что называла себя «Мата Хари»…
Борис Львович неоднократно говорил о том, что давно мечтал поставить спектакль, «где музыка Верди звучит без перерыва», замешанный на ненависти, страсти и любви, и нашедший воплощение в ариях Верди. Его мечта сбылась. Он хотел, чтобы «подняли занавес, и зрители ослепли от роскоши». Так оно, собственно, и вышло. Но зрители слепли не от обилия сусального золота. От слез…
«Со мной могут соглашаться или не соглашаться, это меня совершенно не волнует, я по запаху чувствую неправду, - говорит Бланк. - Мнение других может волновать меня только по одной простой причине – я завишу от него. Хочется, чтобы тебя громко хвалили или хотя бы громко ругали, да и вообще любили».
«Камелии для дамы» сослужили свою службу – Бланка в Смоленске любят. Теперь уж точно!
Справка «РП»
Борис Бланк – художник кино, сценарист, режиссер. Актер. В 1963 году окончил художественный факультет ВГИКа. В кино дебютировал в 1964 году в качестве художника-постановщика фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!». В этом же году Борис Бланк стал автором декораций самого первого спектакля Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана». Президент Гильдии художников Союза кинематографистов России. Народный художник РФ.
Премьера спектакля «Камелии для дамы» состоялась 11 октября.
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два