Свет меноры
В деревне Любавичи Руднянского района открыли мемориал жертвам Холокоста
Хабад в Любавичах
Деревня Любавичи Смоленской области известна среди евреев всего мира, ведь именно здесь появилось движение хабад, последователи которого называются любавичскими хасидами. Это движение зародилось еще в XVIII веке, основателем его стал ребе Шнеур Залман, также известный как Старый Ребе. От него берет начало династия Шнеерсонов, любавичских ребе.
Ежегодно в Любавичи приезжают тысячи туристов-паломников, которые спешат поклониться местным святыням. В деревне находится так называемый Двор любавичских ребе, дом Шнеерсона и старое кладбище. Где над могилами двух последних любавичских ребе возведена часовня для верующих, где они могут обратиться за духовной помощью к предкам.
70 лет назад
4 ноября 1941 года в деревне Любавичи Руднянского района были расстреляны сразу 483 жителя-еврея, на сегодняшний день удалось установить имена 74 из них. Дело в том, что данное поселение всегда входило в черту оседлости и здесь жило много евреев. С началом оккупации Смоленской области началось истребление еврейского населения. Их расстреливали, сжигали, просто засыпали землей. Сегодня в Любавичах все еще живут свидетели тех страшных событий.
- Я гнала корову на выпас, на улице стоял сильный шум, их всех выгоняли на площадь, тех, кто не мог идти, везли на лошадях. В школе у нас была молодая учительница. Когда она шла по дороге, то подбрасывала своего ребеночка вверх и восклицала: «Моисей, спаси нас!» - вспоминает свидетельница событий жительница деревни Клавдия Фрилашкович. – От церкви всех погнали по дороге к скотобойне, тех, кто пытался идти вслед, прогоняли. Здесь всех собрали в старом сарае, из которого потом выводили, клали рядами и расстреливали. Это было очень страшно. Земля здесь стонала еще несколько дней.
Именно рядом с местом расстрела было решено установить мемориал в память всех тех, чьей кровью окроплена эта земля.
Тень меноры
На открытие мемориала 10 ноября собралось большое количество людей. Среди них были те, кто принимал участие в строительстве мемориала, родственники жертв, представители общественных организаций, политики, представители израильского и немецкого посольств, священнослужители.
Мемориал в Любавичах – это совместный проект Российского Еврейского конгресса, Центра «Холокост» и евангельских христианских общин России. Идею установления памятников на таких местах поддержал и Патриарх Кирилл. Стоит отметить, что подобных мемориалов в России немало, но этот – единственный в нашей стране, отвечающий требованиям российских законов и еврейским канонам.
Создание монумента в Любавичах – это труд многих людей, которые хотели почтить память безвинно павших в годы войны людей. Перед собравшимися было зачитано приветствие от председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, который говорит о том, что помнить о жертвах войн очень важно, о том, что усилия по сохранению памяти заслуживают искренней признательности.
На церемонии открытия собралось множество людей, для которых этот мемориал не просто символ, но и отражение собственной боли.
- Мне было 6 лет, когда мой прадед ушел за хлебом. Это было начало 60-х годов, тяжелые времена... времена очередей за хлебом... Он ушел с кирзовой сумочкой. Сейчас таких уже нет, - рассказывает Юрий Каннер, президент Российского Еврейского конгресса. - Он ушел за хлебом, а пришел с сумкой, полной человеческих костей. Я тогда жил в местечке, где евреев когда-то расстреляли в каменном карьере. Однажды в том карьере возобновилась добыча камня... и вдруг полетели кости. Оказывается, у прадеда там погибли дочь с внуком. На меня, тогда маленького ребенка, это произвело неизгладимое впечатление. И очень отрадно, что в современной России наконец-то появилась возможность отдать дань павшим.
Выступающие у микрофона сменялись один за другим. Каждый говорил важные и нужные слова, смоленский раввин Леви Мондштайн прочитал молитву о павших на иврите.
Стоит отметить, что к созданию памятника приложили талант и способности люди разных стран. Так, например, над сооружением мемориала трудились архитектор из Москвы Владислав Кондратьев и скульптор из Харькова Алексей Замлелый.
- Этот мемориал состоит из двух частей. Правая – колонна столпов, которые идут по направлению к братской могиле, постепенно понижаясь, - символизирует людей, шедших на расстрел, - рассказал скульптор Владислав Кондратьев. - На стене слева мы видим разорванный свиток Торы, в середине которого разбитый светильник минора, он больше не горит, но в камне замерла его тень.
Как заметил один из участников траурной церемонии, такие памятники возводятся для того, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, никогда не были палачами, никогда не были сторонними наблюдателями.
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два