Главная » Культурная жизнь

«DesdeMONA», «Игроки» и другие пассажиры «Смоленского ковчега»

4 июня 2010 Нет комментариев

II Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», посвященный 100-летию Александра Твардовского, примет на сценический «борт» Россию – Москву, Смоленск и Тулу, Польшу - Варшаву, Республику Беларусь – Минск и Витебск! Фестиваль обещает быть масштабным – в Смоленском драматическом театре заняты две площадки: большая и малая сцены, потому что практически каждый день зрителям будут показаны два спектакля. Театральный форум в Смоленске стартует 21 июня. В этот день на малой сцене Республиканский театр белорусской драматургии (Минск) дает спектакль заслуженного артиста Республики Беларусь, профессора Валерия Анисенко «Полеты с Ангелом» о жизни и судьбе великого Марка Шагала. Вечером большая сцена расскажет, почему «И вслед за веком жить спешил» поэт Александр Твардовский в постановке Московского драмтеатра художественной публицистики. Пожалуй, одним из наиболее интересных событий для гурманов, владеющих изысканным театральным языком, 23 июня станет шекспировская версия «Отелло» в исполнении Kropka theatre из Варшавы - моноспектакль «DesdeMONA», в котором блестяще играет ведущая актриса труппы Йоланта Юшкевич. Ведь именно благодаря ее эмоциональному мировоззрению в австралийском Сиднее в 1997 году и был создан Kropka theatre! Йоланта – сторонница поэтически-метафорической драмы, вернее, монодрамы как инновационной театральной формы. Уже более десяти лет Kropka theatre развивает уникальный, захватывающий театральный язык, комбинируя эклектическую культуру и исторические источники с поэтическим стилем работы, в котором вербальное и физическое одинаково важны. Театр Kropka ведет публику к театральному ритуалу на грани подсознательного, где слова и движение, актер и зритель сотрудничают, чтобы произвести… новое чувство – красивое, иррациональное, глубокое. Спектакль «DesdeMONA» - это проецирование женского желания в мир, которым управляет мужчина. Это – своеобразный ритуал памяти, наполненный поэзией, движением танца, символическим использованием ткани. Выбор развития темы Дездемоны определен изначально разрушительным потенциалом персонажей, подавлением эмансипации в отношениях между мужем и женой и столкновением двух культур – христианской и мусульманской. История известна всем, она может быть слегка сумбурна, как призрачная, гипнотическая и чувственная песня ивы... Весьма изобретательная стилистика пьесы внесла существенный вклад в международной сфере создания монодрамы. Несомненным украшением фестиваля является Национальный академический театр имени Якуба Коласа (Витебск), в репертуаре которого можно увидеть глубокую психологическую драму с подробным, неспешно развивающимся действием, соприкоснуться с яркими проявлениями национального самосознания, насладиться тонкой игрой интеллекта и легко войти в стремительный поток театрального эксперимента. 24 июня смоляне увидят постановку заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского, ранее возглавлявшего этот театр, «Привет, Альберт!». Спектакль – своеобразное путешествие в пространство неизведанного, созданный к 130-летию великого физика и лирика XX века. В экспрессивной художественной форме, при помощи оригинальных драматургических приемов создатели спектакля знакомят зрителя с талантливым ученым, музыкантом и просто мудрым человеком. Ситуация пикантная: в конкурсной программе фестиваля еще один спектакль главного режиссера драмтеатра Виталия Барковского – «День смерти Моцарта», который 26 июня представит Польша.Это – психологическая драма о судьбе русской актрисы и польского пианиста, о судьбе артиста и его Музы, рассказывающая о невозможности реализации себя ни на сцене, ни в жизни… Где быт искалечил человеческие судьбы, где повисло ожидание Апокалипсиса как единственного спасителя сумасшедшего человечества, которое заблудилось и погрязло в достижении целей, которые ничего общего не имеют с Божьим началом. Быть может, в гоголевской комедии Московского областного драмтеатра имени А.Н. Островского «Игроки» (режиссер Дамир Салимзянов), которую мы увидим 25 июня, нет глубокой философии, нравоучительства и богоискательства. Интрига очень простая. Три жулика обводят вокруг пальца еще одного жулика, хитростью выманивают у него 80 тысяч и благополучно исчезают с чужими деньгами. Над чем тут ломать голову? Но… из примитивного сюжета, из ловко построенной формы фонтаном бьет смысл. И он прост! На всякую игру и игроков рано или поздно найдется другая игра и другие игроки. А на этих, новых, - еще новее и хитрее. И так до бесконечности. Так что смысла в игре нет никакого… Ответом смолян международному театральному сообществу 26 июня станет метафизичная постановка Анатолия Ледуховского «Одна абсолютно счастливая деревня». Мы надеемся, что жюри оценит работу нестандартно мыслящего режиссера по достоинству, поскольку, несмотря на несложную фабулу, в диалектике колористического решения спектакля за каждым доминирующим оттенком цвета закреплен глубокий философский смысл, предельно просто объясняющий сценическое действо. Абсолютный красный символизирует собой крушение надежд и боль, абсолютный черный – пустоту смерти. Красный и черный перечеркнули зеленый и синий планетарные цвета жизни, но есть еще один абсолютный цвет – белый, альтернатива боли и смерти и родоначальник всех на свете цветов. В белом цвете тонет беспорядок и хаос, в котором мы купаем красных коней, и в этом хаосе живем миллионы лет. И бог знает, что делаем... «Бог ЗНАЕТ, что делаем!» - рвется со сцены рефреном финальная фраза спектакля, и ты понимаешь, отчего мы живем АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВО в абсолютной пустоте межзвездного пространства... В постановке Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова заняты Геннадий Черкашин, Инна Флегантова, Игорь Голубев, Олег Кузьмищев. Также смоляне смогут посмотреть работы Белорусского СТД (Минск) «Достоевский вопрос» (режиссура Владимира Матросова), Республиканского театра белорусской драматургии «Когда закончится война» (режиссер Валерий Анисенко) и Тульского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра драмы «Соколы и вороны» (постановка народного артиста России Александра Попова).Фестиваль завершится 26 июня.А судьи кто?Состав жюри фестиваля «Смоленский ковчег» очень серьезный, международный и представительный. Судить постановки будут шеф-редактор «Литературной газеты» А. Вислов, вице-президент Международного форума Монотеатра Н. Мазур (Германия), театральный критик, член ФИПРЕССИИ, преподаватель учебной студии Русского театра (Эстония), заслуженный деятель культуры Республики Беларусь В. Роговская, доцент Варшавского университета, театральный критик и переводчик А. Москвин (Польша) и заслуженный работник культуры Н. Деверилина (Смоленск).

Анастасия Петракова, Рабочий путь


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.